Шахматы для школьников

0
226

«Развлекая — развивает». О несомненной пользе увлечения шахматами специалисты говорят и пишут довольно давно. Проведено немало исследований, в результате которых получены свидетельства несомненного благотворного влияния игры на интеллектуальное развитие школьников. Поэтому, если вы раздумываете, стоит ли отправлять ребенка школьного возраста обучаться шахматам, советуем ознакомиться с результатами некоторых из них. Ведь недаром говорят, что даже самые убедительно звучащие истины надо проверять практикой, без этого они не стоят и срубленной пешки.

Как показал эксперимент, проведённый доктором Альбертом Франком (1974) в Заире в 1973-74 годах, добившиеся неплохих результатов в занятиях шахматами подростки (16-18 лет) обладают прекрасными административными, организаторскими способностями и довольно грамотно могут работать с документами. По словам известного психолога, доктора Роберта Фергюсона, «это открытие показывает, что шахматные способности не связаны с наличием у человека только одной или двух способностей, но что различные качества ребенка задействованы в шахматах и получают во время занятий свое развитие». Оценивая результаты работы Франка, он отметил, что полученные результаты показывают, насколько увлечение этой игрой «укрепляет как числовые, так и вербальные способности — это отмечено у довольно большого числа учащихся (не обязательно добившихся шахматных успехов), которые в течение одного учебного года занимались шахматами по два часа в неделю».

Исследование, проведённое в 1990–1992 годах в начальной школе канадского города Нью-Брансуик, убедительно продемонстрировало ценность шахмат для развития навыков  решения математических задач и освоения нового материала среди учащихся младших классов. После включения шахмат в традиционную учебную программу по математике  учителям удалось существенно повысить средние оценки своих воспитанников по данному предмету. Более того, по окончании школы те учащиеся, что решили поступать в вузы, также получили гораздо более высокие баллы по тестам при решении задач, нежели абитуриенты, освоившие традиционный курс по математике. Результаты данного эксперимента в Нью-Брансуике стали широко известными в Канаде и резко подняли популярность шахмат в стране – если в 1989 году в первенстве провинциальных школ по шахматам принимало участие 120 школьников, то уже через три года (когда СМИ опубликовали результаты исследования) их количество превысило 19 000.

Другое исследование показало, что шахматы способствуют развитию критического и творческого мышления у детишек. Упомянутый доктор Фергюсон провел четырехлетний эксперимент (1979–1983 гг.), в ходе него он оценил влияние этой древней игры на особенности мышления учащихся 7-9 классов в школьном округе Брэдфорд (США). Были отобраны наиболее преуспевавшие студенты, чей показатель коэффициента интеллекта (IQ) составлял выше 130 баллов. Фергюсон обнаружил, что после 60-64 часов игры и изучения шахмат в течение 32 недель у студентов наблюдался значительный прогресс в  развитии критического мышления, что помогало решать сложные психологические задачи, связанные с отношениями в коллективе.

Затем исследователь сделал вывод, что шахматы усиливают «творчество у одарённых подростков». Он заявил, что «похоже шахматы превосходят многие используемые в настоящее время программы для развития творческого мышления и, следовательно, могут быть логически включены в дифференцированную программу для умственно одаренных учеников».

В то же время игра в шахматы, по его словам, полезна не только для развития навыков одарённых детей. Учащиеся со средней успеваемостью и даже ниже этого уровня также могут извлечь выгоду. Учитель шахмат Майкл Войчио (1990) отмечает, что «даже если отстающий ученик не усвоит все стратегии и шахматную тактику, он всё равно может извлечь немалую пользу, изучая язык, концепцию игры и мелкую моторику».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here