Как шахматы берегут время и нервы детей

0
333

Процесс обучения и получения необходимой в повседневной жизни стал, с одной стороны намного проще, нежели в предыдущем столетии, с другой — невероятно усложнился. Появление интернета, электронной почты и вообще компьютеров очень быстро изменили навыки, что требуются для успешной учёбы и последующей работы. Если ранее на отслеживание и поиск нужных сведений уходили дни и месяцы, то теперь с помощью всемирной сети ее можно отыскать за считанные минуты. Но столь легкий доступ к громадным массивам сведений ставит новую, крайне важную, задачу перед ребенком — сделать грамотный и эффективный выбор в пользу нужно варианта, не «потонуть» в поиске. И в этом плане незаменимым инструментом для умственного развития являются шахматы. Ведь они по своей природе представляют собой постоянно меняющийся набор проблем, требующих нового решения.

Некоторое исключение здесь составляет, пожалуй, разве что самое начало игры — дебют, когда можно запомнить и держать в памяти наиболее сильные и выгодные варианты (впрочем, пространство для комбинирования и захватывающего творчества имеется и тут), далее же каждый ход создаёт новую позицию со множеством подчас непредсказуемых вариантов. При этом для всякого варианта каждый из соперников стремится отыскать лучший ход, как и дальнейшие изменения ситуации на доске, рассчитывая их заранее — и взвешивая предоставляемые новой позицией возможности, руководствуясь набором теоретических принципов и творческим началом (которое в ходе занятий, конечно, проявится).

Доказано, что шахматы являются довольно эффективным инструментом тренировки памяти и умения рассчитать свои возможности. Эта игра в равной степени может обогатить интеллект девочек и мальчиков, одарённых и средних, спортивных и не спортивных, богатых и бедных. Она непременно научит детей важности планирования и пониманию последствий принятых решений. Эта игра научит концентрации внимания, поможет понять, как можно изящно побеждать и проигрывать, как мыслить логически и как эффективно принимать сложные и абстрактные решения.

Постепенно к занимающемуся шахматами приходит понимание, что в игре часто бывает так, что у него порой имеется более одного «лучшего» хода, в то время как в повседневной жизни есть более одного «лучшего» варианта выхода из непростого положения. Но при этом в игре (как и в жизни) выбрать нужно только один вариант. И следует принять решение, как бы трудно оно ни давалось. Подобные навыки мышления непременно пойдут впрок для учащегося начальной и средней школы, который ежедневно сталкивается с малыми и большими трудностями, требующими принятия его личных решений. И в дальнейшем, если ученик решит продолжить обучение в вузе, он научится использовать общие принципы для критической оценки новых ситуаций, но ни в коем случае не полагаться на усваивание максимально большего числа вариантов «ответов». Всему этому он научится проводя время за шахматной доской.

Так что, регулярные занятия ребенка шахматами помогут ему справиться с этой, кажущейся поначалу нерешаемой, проблемой. Занятия ими освободят его не только от пустого копания в информационных залежах, но и сберегут его нервы и время, позволят направить на иные важные задачи.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here