Детство, опаленное войной. Рассказ Валентины Митрошкиной из Глядени

0
530

Детство, опаленное войной

Через годы эту память пронесла…

Валентина Степановна Митрошкина живет в селе Глядень-3. Долгая жизнь ее наполнена чередой как тяжелых, так и радостных событий

Первые воспоминания

Детская память – она фрагментами, кусками и кусочками высвечивает какие-то картины. Вот мама с братишкой на руках, ему всего три дня от роду, прощается с папкой. Слезы, объятия… Ей самой-то было четыре годика, и только потом она поняла, что это папа уходил на фронт, последний раз семья видела своего мужа и отца.

Помнится большой сундук у окна, на нем миска с кашей, дети сидят на этом сундуке – мама ушла на работу, наказала дочке приглядывать за братишкой, оставила пшенной каши – вся нехитрая еда.

Победа – почему вспоминается большой транспарант из красной ткани с надписью на воротах, она спешит мимо в школу. Наверное, был и митинг, и снова слезы – радости с печалью пополам, но Вале именно эта ткань красная запала в память как что-то связанное с концом войны. И огромные буквы – надпись про Победу.

И позже – они с братишкой жмутся к забору, а на ледяной горке резвится ребятня, один сосед подправляет горку лопатой, другой смастерил ребенку немудреные санки, следят, как сынки и дочки катаются. А Валя с братом стоят, и такая тоска, и слезы сами выступают – нет их папки. Без вести пропал почти сразу, в 42-м, когда только призвали. И тяжесть неизвестности долго давила на всю семью. Попал ли в плен, погиб ли, а если так, то где могила?

Уже потом, десятилетия спустя, сын Валентины Степановны в архивах, через Интернет, найдет сведения о том, что его дед, мамин отец, погиб страшной смертью: во время боев на Вологодчине подразделение оказалось в оцеплении на много дней, и солдаты умерли от голода и болезней…

Нелегко пришлось в тылу и их семьям – у сыновей и дочек фронтовиков детство действительно было опалено войной. Всем, что она несла с собой: тяжелой работой с малых лет, слезами матерей, нуждой и лишениями. И простые детские радости, которые тоже, конечно, были, помнятся сквозь дымку того большого горя, что пережила вся наша страна.

Семья Валентины жила в Завьяловском районе, селе Гилев Лог. Мама трудилась дояркой, а по ночам подрабатывала еще сторожем – растить, учить детей одной было нелегко, старалась заработать как могла. Валя училась хорошо, окончила девять классов и сделала шаг к своей мечте:

— Очень хотела с самых малых лет стать продавцом. Вы же понимаете, как тяжело нам жилось, а у продавца, казалось, ведь столько всего: и хлеб, и сахар, и всякие продукты, товары. Вроде бы всем этим он может пользоваться. Это, конечно, не так, но в детстве же всего не понимаешь. Но с возрастом это желание не пропало, поступила в кооперативный техникум.

После окончания вернулась домой, работала, появилась семья.

На целину и обратно

— Мы ведь в Казахстане много лет прожили. А как туда попали? Знаете – едут новоселы по земле целинной… Вот так и попали. Сначала, когда началась целинная кампания, муж съездил посмотреть, потом и мы с маленьким. Работала там в детском саду сначала, и в магазине – много лет. А муж – настоящий целинник, и тракторист, и комбайнер, много наград заслужил, хорошо работал. Был свой дом, росли дети. Вели большое хозяйство, корова, свиньи,  лошади даже были…

В перестроечные годы семья перебралась на Алтай:

— Слышали о притеснениях русских в бывших союзных республиках? Вот поэтому и уехали. Ничего такого страшного у нас не было, мы всегда с казахами дружно жили, соседи нашу семью уважали. Но вот ребятишки… Младшего сына страшно было отпускать в школу, на секцию – русским детям очень доставалось.

Может, конечно, это были и детские шалости, а может, первые звоночки о чем-то более серьезном. Семья решила не испытывать судьбу и вернуться на малую родину. Сначала наша героиня с дочкой отправилась узнать, как здесь идут дела, и в поезде им попался попутчик из Глядени. Рассказал, что хорошие села тут, много немецких жителей уезжает в Германию, дома и усадьбы добротные… Так и решилась их судьба.

Не одна

У Валентины Степановны и Ивана Петровича было три дочери и два сына. К сожалению, из дочек сегодня никого нет в живых – одна умерла маленькой, другая молодой девушкой, третья уже взрослой женщиной, не так давно. Несколько лет назад похоронила и мужа. Из сыновей один живет рядом, а другой далеко, в Германии.

— Не оставлена без внимания я. Те, кто рядом, навещают, помогают, когда нужно. «Германские» звонят постоянно, приезжают раз в год, сноха очень заботливая, старается как можно больше сделать, пока тут гостят. Есть у меня и помощница от государства – социальный работник. С готовкой я сама справляюсь, печь чаще сама топлю, а она уборкой занимается. Курочек держу да собаку, не то что раньше хозяйство было, но и совсем без них не хочется, пока силы есть о ком-то заботиться.

О вынужденном переселении в Глядень-3 бабушка особо не жалеет: говорит, встретили здесь их хорошо, со многими подружилась. Жаль, что уходят из жизни ровесники, но и молодые соседи навещают Валентину Степановну. Казалось, пожилой человек в таком маленьком селе должен чувствовать себя одиноко, но только за время нашей беседы к женщине заглянула соседка, принесла журналы, обещала забежать позже. Валентина Степановна дружелюбная, приветливая – поэтому и ладит с людьми. Побывала соцработник, а еще позвонил сын из Германии. Обеспокоился, не мошенники ли под видом журналистов, но получил объяснения, кто и из какой газеты, успокоился – знаю, помню «Родную сторону».

— Звал к себе жить, а я не хочу насовсем уезжать, тут моя жизнь…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here