Уже со следующего года компании и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), будут обязаны работать по-новому. В конце ноября Госдума приняла поправки, согласно которым эта категория налогоплательщиков будет обязана уплачивать НДС. В настоящий момент документ находится на стадии публикования. Новые нормы могут вступить в силу 1 января 2018 года. Однако не исключено, что сроки сдвинутся. Дело в том, что вместе с поправками налоговики ожидают пояснительную документацию, которая бы разъясняла, как все будет работать в реалиях. Сами алтайские аграрии пока неоднозначно относятся к новшеству. Для них оно несет как плюсы, так и очевидные минусы.

Согласно поправкам, со следующего года налогоплательщикам, находящимся на ЕСХН, будет предоставлен выбор — остаться на едином сельхозналоге, как сейчас, или же работать по схеме «ЕСХН+НДС». Но такого выбора не будет у тех аграриев, чей доход в 2018 году превысит 100 млн рублей. Для них НДС становится обязательным. Ожидается, что в последующие годы планка по доходу будет снижаться с шагом в 10 млн рублей, охватывая все больше сельхозпроизводителей, пока не достигнет 60 млн рублей к 2022 году.

Что касается сроков вступления новой модели в силу, то пока в официальных документах обозначается 1 января 2018 года. Однако очевидно, что за ближайший месяц перестроить систему льготного налогообложения для сельского хозяйства не удастся. В этой связи федеральное правительство разработало план «Б». Со следующего года плательщиков ЕСХН переведут на схему с уплатой НДС с 1 января, но освободят от него на первые два квартала. Как сообщает РБК со ссылкой на замминистра финансов России Илью Трунина, это по сути не изменит режим в первом полугодии, но создаст условия для администрирования НДС со второго. Чтобы ввести такую норму, Минфин готов принять переходные приложения.

О необходимости дополнительной документации говорят и в налоговой службе Алтайского края. По словам Галины Галимовой, начальника контрольно-аналитического отдела регионального управления ФНС России, ряд аспектов новой схемы требуют пояснения. Например, непонятно, как будет оцениваться объем выручки за 2018 год, если сама схема должна реально заработать уже со второго полугодия.

О том, что в системе налогообложения агропромышленного комплекса страны нужно что-то менять, говорят уже много лет. Дело в том, что введенный 13 лет назад единый сельхозналог, который был призван облегчить работу аграриев, сняв часть бухотчетности, на деле себя не оправдал. А сложившиеся разночтения в НДС между производителями зерна и его переработчиками стали причиной появления не всегда легальных посреднических схем.

Представим, что аграрий продает свое зерно на переработку. Поскольку он работает без НДС, то его покупателю нечего вычитать, когда он будет платить этот налог за проданную муку. В этой связи он просит крестьянина уступить 10% от рыночной цены, иначе грозит покупать зерно у того, кто работает с НДС. А таких сельхозпроизводителей только в Алтайском крае уже достаточно.

Есть и другой вариант. В цепочку между производителем сельхозпродукции и переработчиком вклиниваются так называемые перекупщики. Эти компании по сути никакой деятельности не ведут, а лишь создают видимость с помощью липовых счет-фактур с входным НДС. По словам Галины Галимовой, таких «звеньев» может быть множество. Но на конечном этапе переработчик закупает зерно уже у легального трейдера. И все, как говорится, шито-крыто.

Такая ситуация до последнего времени устраивала всех участников процесса. Аграрии, работающие на ЕСХН, получали цену на зерно примерно такую же, как и их коллеги, применяющие единую систему налогообложения, переработчики — зерно с НДС, а посредники зарабатывали на серых схемах по возврату налога.

«Лавочка прикрылась» после того, как в арсенале налоговиков появилась система контроля «АСК НДС-2», которая позволяет отследить всю цепочку формирования стоимости товара и понять, на каком этапе не был уплачен налог на добавочную стоимость.

В налоговой службе края полагают: с введением новой схемы «ЕСХН+НДС» применение серых схем уйдет в прошлое. Еэсхаэнщики смогут продавать свое зерно на тех же условиях, что и другие сельхозпроизводители. Необходимость в сомнительных посредниках при реализации продукции отпадает.

Об этом же говорят и местные власти.

«В данной модели есть и плюсы, — прокомментировал налоговое нововведение губернатор Александр Карлин. — Именно для Алтайского края их даже больше. У нас сосредоточены большие мощности по переработке. И сегодня наши переработчики нередко становятся заложниками этой схемы и вынуждены работать с большим числом посредников, среди которых есть и фирмы-однодневки, так называемые прокладки, и они ставят себя таким образом под потенциальную опасность перед налоговыми органами. Зерновой проект как раз призван если не решить эту проблему, то, по крайней мере, транслировать переработчикам, что от этой схемы нужно уходить».

Что касается минусов «ЕСХН+ НДС», то они будут связаны с увеличением объемов бухгалтерской отчетности. Александр Балаков, председатель «Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края», полагает: для мелких фермеров это станет настоящей головной болью. Дело в том, что большинство из них не имеют в штате постоянных бухгалтеров, а работают на условиях аутсорсинга, при котором один специалист ведет дела сразу десятка фермеров. С введением НДС по такой схеме, скорее всего, работать не получится.

При этом для крупных сельхозпроизводителей больших проблем в данном вопросе возникнуть не должно.

«Я помню 2004 год, когда нам впервые предложили перейти на ЕСХН, — рассказал Сергей Топчиев, руководитель “Панкрушихинского агропромснаба”. — В итоге льготные условия оказались профанацией. Все это время было очевидно, что систему нужно менять. Если сейчас нам придется платить НДС, никаких проблем не вижу. Возьмем в штат еще одного бухгалтера».

Тем производителям, для которых бухгалтерская ноша может оказаться непосильной, налоговая служба готова на первом этапе оказать посильную помощь. В настоящее время ведомство готовит для аграриев специальные памятки, касающиеся применения НДС и работы с контрагентами. А со следующего года в районах края пройдут обучающие семинары для бухгалтеров по этим же вопросам.

Между тем процесс обеления зерновой сферы на Алтае, который начался в ноябре текущего года, набирает обороты. На сегодняшний день хартию, призванную избавить рынок от сомнительных посредников и серых схем, подписало уже более 40 компаний, еще месяц назад их было в два раза меньше.

Как рассказала Галина Галимова, в основном это предприятия внутренней переработки. В настоящий момент налоговая служба на основании предоставляемой информации отслеживает чистоту их сделок. Эксперт подчеркивает: полностью исключить посредничество пока не удается. Дело в том, что некоторые из этих компаний продолжают отрабатывать ранее заключенные контракты, в которых было предусмотрено участие трейдеров. Правда, появляются в цепочке покупатель – продавец зерна они все реже.

В налоговой подчеркивают: уже со следующего года тем, кто продолжит использовать сомнительные хозяйственные связи, грозят существенные санкции. Не обойдут стороной они и сельхозпроизводителей. В этой связи новая схема «ЕСХН+НДС» может оказаться как раз кстати. А учитывая, что маховик обеления зернового рынка запущен, избежать ее вряд ли удастся.

Цифра

1788 сельхозпроизводителей являются плательщиками ЕСХ. В основном это фермеры и ИП.

Источник: Алтапресс

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here