Каким будет новый учебный год и что ждет в ближайшее время учителей, школьников и их родителей, рассказал министр образования и науки Алтайского края Александр Жидких.
— Александр Анатольевич, какие изменения или нововведения произойдут в образовании в новом учебном году?
— В целом перед системой образования стоит одна задача – создать нашим детям условия для получения доступного и качественного образования. На это направлены все наши проекты и программы. Стремительное внедрение новых технологий во всех отраслях жизни требует определенных изменений и в сфере образования. Безусловно, главным ориентиром в этой работе для нас являются поручения и указы Президента РФ, выполнение обязательств в рамках соглашений с федеральным Министерством образования и науки, а также реализация основных направлений региональной политики.
В этом году мы отмечаем 80-летие Алтайского края. Расширить познания детей о своей малой родине позволят учебные пособия, специально разработанные к юбилею: «Ботаника: мир растений Алтайского края», «Мастерская историка «Моя родина – Алтайский край», «Литература Алтая». В настоящее время ведется их разработка и апробация. Уже издано учебное пособие для школьников «География Алтайского края».
Одним из заметных изменений нового учебного года является введение астрономии как самостоятельного предмета. В Алтайском крае определены пилотные школы, в которых уже с 1 сентября учащиеся начнут изучать предмет. Это гимназии № 42 и № 45, лицеи № 124, 129 и «Сигма» школа № 114 г. Барнаула, а также средняя школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Бийска. В дальнейшем, после создания необходимых условий, астрономия будет введена во всех образовательных организациях региона.
Кроме того, мы продолжаем внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В 2017-2018 учебном году впервые по ним будут обучаться все учащиеся 7 классов, а также в пилотном режиме более 7 тыс. школьников 8-9 классов. Также начнется подготовка к реализации ФГОС среднего общего образования.
Произойдут изменения и в сфере информационных услуг. Планируется модернизация системы электронной очереди в детские сады, что расширит возможности граждан по подаче заявлений на постановку в очередь, просмотру информации по поданным заявлениям и внесению в них изменений, как самостоятельно через Единый портал государственных услуг, так и через обращение в МФЦ Алтайского края. В новом учебном году начнется внедрение системы электронного комплектования в школы и организации среднего профессионального образования края.
В целом, будут совершенствоваться все уровни образования, реализовываться новые проекты, в том числе направленные на повышение качества образования.
— Какие наиболее важные задачи стоят перед системой образования в новом учебном году? На что будут направлены основные ресурсы?
В сфере образования региона реализуется сразу несколько масштабных проектов с привлечением федеральных средств. О том, что Алтайский край в числе пилотных регионов, участвует в программе по созданию новых мест, знает, наверное, каждый житель края, а многие, отправляя своих детей в отремонтированные или вновь построенные школы, на собственном примере ощутили позитивные изменения.
Далеко не каждый регион может похвастаться тем, что 1 сентября будет открыто три новых школы, и это не считая двух десятков отремонтированных. Но с учетом того, что образовательная сеть Алтайского края одна из самых больших, в ряде муниципалитетов сохраняется актуальность создания современных условий в отдельных школах. Каждая из них находится у нас на особом контроле, разработан график и план обновления их материально-технической базы.
Существенные финансовые ресурсы также будут направлены на ремонт школьных спортивных залов, создание доступной среды, поддержку школ, работающих в трудных социальных условиях и ряд других проектов.
— Создание современных условий невозможно без обновления самого содержания образования, повышения его качества. Как решается эта задача?
— На решение этой задачи направлен целый комплекс мероприятий, который реализуется в крае системно на протяжении последних лет. Одним из показателей этой работы ежегодное улучшение результатов ЕГЭ выпускников Алтайского края по большинству предметов. В этом году значительно увеличилось число стобалльных работ и существенно сократилось число ребят, не преодолевших минимальный порог по обязательным предметам. Высокие результаты демонстрируют школьники и на Всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам, в федеральных конкурсах научно-технической направленности.
Вместе с тем, говорить о том, что проблема качества образования в регионе полностью решена, преждевременно. Мы продолжаем работу по обновлению содержания курсов повышения квалификации педагогов.
На новый уровень вышла всероссийская система оценки качества образования. Помимо государственной итоговой аттестации в школах введены всероссийские проверочные работы, независимые исследования качества образования, что позволяет нам своевременно выявлять профессиональные дефициты учителя и вносить необходимые корректировки для повышения качества преподавания предметов.
К сожалению, не всегда получается обеспечить малочисленные или отдаленные школы высококвалифицированными кадрами. Одним из путей решения данного вопроса является модернизация сети образовательных организаций. Базовые школы создаются именно для того, чтобы дать возможность всем без исключения детям, независимо от места их проживания, получить качественное образование. Речь идет не о закрытии малокомплектных школ или детских садов, а о создании новых образовательных комплексов, объединяющих кадровые и материально-технические ресурсы и способные выполнять требования по внедрению новых образовательных стандартов.
-Если говорить непосредственно о тех, кто работает в школе – педагогах, то какие меры по их поддержке и привлечению в систему образования реализуются в Алтайском крае?
— Правительство Алтайского края не снижает своего внимания в вопросах поддержки учительства, привлечении молодых кадров. Ежегодно в школы края приходят работать более полутысячи молодых учителей. 80 молодых учителей получают единовременную финансовую поддержку – по 200 и 100 тысяч рублей в соответствии с уровнем полученного образования. На муниципальном уровне им также оказывается поддержка в виде подъемных и ежемесячной надбавки к заработной плате первые три года работы.
- В новом учебном году будет продолжена реализация задач, поставленных указами Президента Российской Федерации, в части повышения заработной платы педагогических работников системы образования.
—Александр Анатольевич, чтобы вы пожелали детям, родителям и учителям в канун нового учебного года?
Прежде всего, я бы хотел обратиться к учителям. Спасибо, уважаемые коллеги, вам за ваш труд. Мы очень его ценим. Вы делаете главное дело – готовите будущее нашей страны. А ее развитие невозможно без грамотных, талантливых, одаренных детей. Именно вы эти качества закладываете и развиваете в них.
Детям желаю стремления получать как можно больше полезной информации, стремиться к новым достижениям, безусловно — здоровья, потому что сегодня одна из задач образования – не только обучение детей, но и сохранение их здоровья.
Нам бы очень хотелось, чтобы в новом учебном году родители были активными участниками в жизни школы, чтобы мы вместе формировали новое качество образования. Хочу пожелать им терпения и веры в своих детей!
Со своей стороны, хочу уверить, что руководство края сделает все, чтобы образование Алтайского края было лучшим в стране.
Капитально, значит, основательно
В этом году завершается капитальный ремонт Шимолинской средней и Тельманской основной школ
В Шимолинской школе, где ранее заменили крышу, все окна и двери, системы отопления и водоснабжения, сейчас утепляется и оформляется сайдингом фасад здания. Сделаны крыльцо, ограждение перед школой, заасфальтирована территория перед главным входом.
В Тельманской основной школе в 2016 году были заменены крыша, окна во всем здании, система отопления, теплотрасса, идущая от котельной к школе. Сделан внутренний ремонт. Учителя и ученики оценили перемены: стало уютнее, светлее, но главное – теплее. В нынешнем году продолжили ремонтные работы. Здание утеплили снаружи, обшили сайдингом. Крыльцо и весь входной блок обновлены полностью. Теперь это совершенно иное здание – красивое и современное.
Вот это ремонт!
Пусть не капитальный, но серьезный ремонт проведен в пяти школах
Ольга БЕЗДОЛЬНОВА, и. о. директора Степноозерской школы:
– Зданию Степноозерской школы почти 50 лет, капитального ремонта не было ни разу. А в этом году благодаря администрации района у нас большие перемены. Заменены все оконные блоки – это и энергосбережение, стало уютно и светлее, зимой будет намного теплее. Облагорожен центральный вход, сделаны крыша, крыльцо. Особая гордость – практически новый стадион: беговые дорожки, игровая площадка с покрытием, прыжковая яма, спортивная площадка с уличными тренажерами.
Первоклассное спортивное ядро появилось в БСОШ №1 им. П. П. Корягина. Ремонт длился около года. Можно сказать, что стадион школы построили с нуля. Теперь для учеников доступны новые площадки для игровых видов спорта со специальным покрытием. Решена проблема безопасности, все обнесли специальным ограждением, чтобы мячи не вылетали за пределы площадок. Новая беговая дорожка также функциональна и современна. Главная фишка стадиона первой школы – уличные тренажеры. Дождь им не помеха, сооружен козырек. В строительстве использовались современные материалы. В новом году у школьников появится возможность улучшить свои спортивные результаты.
В самой школе проведена локальная сеть, что позволило наладить доступ в Интернет практически из каждого кабинета.
ЦИФРА
Стоимость реконструкции стадиона БСОШ №1 им. П. П. Корягина в пределах
10 миллионов рублей.
Яготинская школа. Сделаны новая крыша, цоколь и отмостка. Заменены на пластиковые все окна на двух этажах. Демонтированы и заменены новыми восемь входных дверей по всему зданию и крылечки к ним. Полностью обновлен входной блок на центральном входе в школу. Сделан косметический ремонт фасада.
МНЕНИЕ
Ольга ЗРЮЕВА, учитель начальных классов Яготинской школы:
– В этом году я набрала первоклашек, семеро ребятишек. Плюс веду второй класс, там десять учеников. После ремонта, считаю, наш кабинет во многом изменится. Даже уже сейчас изменился. С новыми окнами стало светлее. Старые рамы пропускали холод, в ветреные дни было ощутимо. А когда, наоборот, жарко, толком не могли проветрить: откроешь форточку и не уверен, что сможешь закрыть. Старое дерево разбухло, растрескалось. Периодически рамы подкрашивали, но через время все это осыпалось, вид был не очень приятный. То есть одна только замена окон сразу и температурный режим улучшила, и добавила уюта, и безопасность повысила. А ведь еще крыша, двери – столько всего нового. Мы очень рады, что нашей школе уделили столько внимания.
В Новокулундинской школе весной провели ремонт крыши. Новое покрытие появилось не только на здании школы, но и пристройке – спортзал школы, на мастерских и гараже. Летом работы продолжили: меняются окна, входной блок, реконструируется крыльцо, будет обустроено место для вахтера.
Не масштабно, но значимо
Во всех школах проведены косметические ремонты. В некоторых серьезное
внимание уделили системе отопления и школьным котельным
В Гляденской средней школе, кроме замены кровли основного здания, проведен капитальный ремонт котельной с заменой котлов, отопительной системы.
Капитально отремонтирована котельная Нижнекучукской школы – это было обещано главой администрации района на сходе граждан, заменена теплотрасса. В самой школе появилась новая дверь в столовую.
Продолжают решать вопрос с улучшением теплоснабжения в Мельниковской основной школе. В прошлом году была сделана крыша, в этом частично отремонтировали систему отопления внутри здания, заменили водяной радиатор.
В Леньковской школе №2 частично отремонтировано отопление. В Леньковской первой заменен водяной насос и начнется капитальный ремонт школьного гаража и овощехранилища.
Директор Татьяновской средней школы Антонина Анохина, говоря об изменениях в школе, подчеркнула, что сделан качественный косметический ремонт:
– А также администрацией района выделены средства на вынос вентилятора в школьной котельной. Будет проведен ремонт раздевалки спортивного зала.
В Алексеевской средней школе основательно подготовили котельную к отопительному сезону. А еще установлен козырек над главным входом в основное здание – может, и не такой большой объем работ, но это важно и необходимо. Основные средства на ремонт школы пошли из районного бюджета. Однако свой вклад также внесли администрация сельсовета и родители учащихся. Причем это не только материальная помощь. К примеру, Эдуард Голопапа разобрал старый кирпичный выступ над входом в школу, оштукатурил и закрасил фасад теперь уже над новым козырьком. Также помощь школе регулярно оказывает местное сельхозпредприятие ООО «Восход» (руководитель Б.И. Хомкин).
В Николаевской школе 1 сентября прошлого года на линейке родителям и учащимся объявили, что школьная столовая закрывается на ремонт. А в этом году всех пригласят на обеды в новую красивую столовую.
В Суворовской школе проведены значимые мероприятия по противопожарной безопасности – сделана огнезащитная пропитка деревянных конструкций кровли, осуществлена поверка огнетушителей. За косметический ремонт коллектив школы благодарен администрации района, а также председателю СПК «Суворовский» С. Н. Вознюку и родителям учащихся.
Орлеанская основная школа полностью обновлена пять лет назад. Но продолжают создавать уют и современный вид – в начале этого года были заменены окна в библиотеке, коридоре, спортивных раздевалках.
Все проведенные ремонты педагоги, ученики и родители оценят уже совсем скоро, когда прозвенит школьный звонок, который известит о начале нового учебного года.
Детские сады – преобразования продолжаются
Детские сады района приведены в надлежащее состояние. Но и в этом году есть изменения
Во всех дошкольных учреждениях Благовещенки проведены капитальные ремонты, в прошлом году реконструировали самый старый детский сад – «Сказка». Новый детский сад «Росинка», построенный пять лет назад по Губернаторской программе «75х75», не требует вложений. Но тем не менее преобразования продолжаются.
Так в д/с «Журавушка» на территории выложена плиточная дорожка. Новое овощехранилище построено в д/с «Черемушки».
Леньковский детский сад «Аленушка» тоже был полностью реконструирован, благоустроена территория. В этом году привели в порядок овощехранилище, обустроены детские площадки при участии родителей.
А в степноозерской «Золотой рыбке» – в единственном дошкольном учреждении района – теперь есть игровая площадка для детей с ограниченными возможностями.
МНЕНИЕ
Кристина ГОСТЕВА, с. Долинка:
– Мы посещаем детский сад уже второй год. У нашей доченьки Маши детский церебральный паралич, и сам факт, что у нас есть возможность приезжать в детский сад на занятия и праздники, нас очень радует. Когда мы узнали о том, что для наших особых деток благотворительный фонд «Забота» построит специальную площадку, радости не было предела.
Родители, педагоги и наши дети мечтали, чтоб у нас был свой уголок на улице, где мы могли бы кататься на карусели и играть в песочнице.
С нетерпением ждем начала учебного года!
Подготовлено Алтайкомсвязью совместно с министерством образования и науки Алтайского края и редакцией газеты «Родная сторона».