[Видео] Станет ли закон о коллекторах спасением для заёмщиков?

0
495

Закон о коллекторах – один из самых спорных и долгожданных законов – вступил в силу 1 января. Документ серьезно ограничил деятельность взыскателей долгов. Ряд экспертов называют закон спасением для заемщиков.
Этот сюжет ожидаемо мог начаться с истории о должнике, вступившем в войну с навязчивыми коллекторами. Парадокс, но перед вами – невольная «жертва» ФЗ-230 – он же закон о коллекторской деятельности. Александр – свое лицо он пожелал не раскрывать – работал в отделе взыскания одного крупного банка. Осенью молодой человек, как и четверть его коллег по цеху, узнал: в его услугах больше не нуждаются.

Александр, бывший сотрудник отдела взыскания коммерческого банка:

— В связи с тем, что сильно ограничили этим законом возможность контакта с клиентами, нагрузка на отдел упала. Сотрудников нужно сейчас гораздо меньше.

Закон о коллекторах, который «созревал» в стенах парламента не один год, был принят этим летом и вступил в силу 1 января. Он ограничивает деятельность и самих банковских взыскателей, и агентств, скупающих долги.
Во-первых, накладывает запрет на психологическое давление и унижение достоинства должника, не разрешает представляться органами власти и скрывать номер телефона. Количество звонков заемщику также регламентируется – не более 8 раз в месяц и только в дневное время. Закон дает должнику право вообще отказаться от любых контактов.

Александр, бывший сотрудник отдела взыскания коммерческого банка:

— Есть закон о банкротстве физлиц, теперь этот закон. Людей подталкивают к тому, что они могут брать большие суммы, и им ничего за это не будет. Это мое мнение. Они со всех сторон ограждены, и есть очень такие легальные схемы, лазейки в законодательстве, которые позволяют обворовывать банки.

Тем не менее, закон призван защитить заемщика. Практика показывает, что банки в большинстве своем стараются действовать в рамках правового поля. Тогда как за коллекторами тянется репутация «выбивателей» долгов.
На всю страну прогремели десятки случаев – от банальных угроз по смс до физического увечья должников. Как говорят алтайские юристы, в нашем регионе до откровенного криминала пока не доходило. Однако коллекторское сообщество восприняло новый закон без воодушевления. Дело в том, что с 1 января он предполагает создание реестра коллекторских агентств.
Формирует его служба судебных приставов, она же следит за исполнением закона. Принудить коллекторов включиться в реестр, чтобы работать в правовом поле, никто не может, а сами они не спешат этого делать. На момент подготовки нашего материала судебные приставы не получили ни одной заявки. Выходит, в случае жалобы должника на бесконечные звонки или угрозы даже некого привлечь к ответственности?

Анна Гаврилова, начальник отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю:

— Если данная организация включена в реестр, то соответствующие меры реагирования в рамках федерального закона будут приняты. Если не включена – то это компетенция других органов.

Если будут иметь место оскорбления, шантаж или откровенное насилие – нужно обращаться в полицию. Об этом сами правоохранители заявили в ходе недавнего круглого стола. Профессиональные коллекторы ясно дали понять: вступать в реестр им невыгодно. Для этого, согласно нормам, у агентства должны быть многомиллионные активы.

Дмитрий Удоденко, руководитель коллекторского агентства:

— Как юрист я готов сопровождать взыскание задолженности. Но платить 10 миллионов и 100 тысяч госпошлины за то, что я юридически буду сопровождать взыскание задолженности, я не готов! То есть, мы уходим в тень, получается – закон не рабочий!

Закон по-прежнему «сырой» – сходятся во мнении и сборщики долгов, и их оппоненты. Правда, первые не скрывают, что откровенно этим пользуются.
На сайте ассоциации профессиональных коллекторов недавно появилась любопытная публикация: в ней взыскатели рекомендуют банкам вносить такие изменения в договоры кредитования, которые фактически перечеркивают многие требования закона. К примеру, закон не позволяет коллекторам звонить должнику более 1 раза в сутки. Но небольшая хитрость – и делать это можно сколько угодно. Всего лишь: «необходимо заключить с заемщиком отдельное письменное соглашение, в котором будет прописано, сколько раз можно звонить». Эксперты считают: скорее всего, банк не одобрит кредит, если заемщик откажется подписать такой документ.

Игорь Нестеров, редактор информационного портала о защите прав заемщиков:

— Целый ряд трактовок неоднозначен. Целый ряд трактовок не прописан. Вот в частности – что такое контакт? Что такое психологическое давление? Представители наши, регуляторы и правоохранители, говорили: а мы будем оценивать каждый раз. Это что, каждый раз будет экспертиза за счет должника?

Мнение кредитных юристов однозначно: закон не защищает заемщика. Поэтому, говорят эксперты, в случае коллекторской атаки хороши все средства.

Антон Доровских, руководитель Ассоциации по защите прав заемщиков:

— Я считаю, что есть смысл жаловаться и в полицию, и в прокуратуру. И сейчас у нас появился новый орган, который регулирует эту деятельность – это служба судебных приставов. Чем больше заемщик жалуется, тем больше вероятность это все пресечь, и защитить свои интересы.

Практика показывает: на одного должника в крае приходится в среднем 3-5 просроченных кредитов. Так что опасения бывшего банковского служащего Александра по поводу безнаказанности граждан-заемщиков можно понять. Будут ли наказаны недобросовестные сборщики долгов – главный вопрос юристов к новому закону. От которого сейчас ждут только одного – правоприменительной практики.

Источник: Вести 22

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here