Мы разные, но мы – вместе!

0
204

Неслучайно Конституция нашей страны начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 190 народов, которые говорят на более чем 239 языках и диалектах. Народы России живут в единстве не одно столетие, и от того, как мы воспитаем наших детей, насколько мы сможем привить им уважение к своему народу и к народам, его населяющим, будет зависеть, сможет ли наша страна и в дальнейшем счастливо жить и развиваться.

С раннего детства ребенок «впитывает с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важнейших задач школы. Сегодня в мире обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Умение жить в ладу с другими нациями и народами, фундамент гражданского поведения личности  закладываются в детстве. Уважение к сверстникам другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. К сожалению, в жизни не всегда возможно показать и рассказать детям о культуре и традициях народов, проживающих в России. Родители тоже не всегда имеют время, возможность и желание ознакомить детей с традициями других народов.

Так как же донести особенности многонациональной страны до детей? Как познакомить с традициями и обычаями других народов? Как помочь детям освоить правила толерантного отношения с детьми других национальностей?

Проект «Дружба народов – великое богатство», разработанный педагогом-психологом Ю.В.Сушковой и социальным педагогом О.И.Гейхвальд и получивший грант Губернатора Алтайского края на его реализацию, как раз и позволил сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Проект ценен тем, что школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. Недаром пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Действительно, только изучая историю и культуру другого народа, поймешь, что все народы равны. Только знакомство с культурами других народов помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно — любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

На организационно-подготовительном этапе проекта была проведена диагностика, в ходе которой выяснилось, что дети знают 6 национальностей, проживающих на территории рабочего поселка СтепногоОзера. А на территории нашего населенного пункта проживает около 13 национальностей. Еще меньше, как оказалось, дети знают об обычаях, ремеслах, культуре народов, населяющих Степное Озеро. Но ведь каждый народ имеет богатую историю, у каждого народа яркая и мудрая литература, обычаи и традиции, кухня. Поэтому работа с литературой, Интернет-ресурсами, музейными экспонатами и другими информационными материалами стала основной в организации исследовательской работы щкольников. Каждый класс отбирал информацию и знакомился с традициями, бытом, костюмами, кухней какой-либо из национальностей, представители которой проживают в поселке. К исследованиям детей подключились родители, дедушки и бабушки, старожилы поселка. Внуки с интересом слушали рассказы об играх своих бабушек, обычаях, которые чтились в те времена, рассматривали старые фотографии. Был собран объемный материал, который в дальнейшем можно будет использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Информационный этап проекта был продолжен выпуском буклетов, оформлением альбомов о семьях и их традициях, проведением бесед на тему «Толерантность. Что это такое?».

Творческое объединение «Мастерица» занялось изготовлением народных костюмов, а потом представило их на муниципальном и региональном конкурсах «Мода и время».  Пошитые девочками-«мастерицами» костюмы получили высокую оценку жюри и зрителей.

На внеурочных занятиях по физической культуре дети разучивали народные игры и с удовольствием играли в «Горелки» (русская народная игра), «Шагай» (бурятская), «Курай» (башкирская), «Маралы и охотники» (алтайская), «Слепаямышка» (немецкая) и др. Активное участие принимали в этих мероприятиях студенты-волонтеры и родители.

Самым запоминающимся мероприятием стала общешкольная ярмарка-выставка, на которой были представлены национальные блюда, сувениры, обычаи и традиции народов, населяющих наш поселок. Такого размаха, такого богатства и красоты не видела школьная площадка! Танцы, песни, игры, кричалки-зазывалки создавали праздничное настроение. В звуках и красках предстал перед ребятами первоначально мир родной семьи, затем мир родного поселка и, наконец, мир Отчизны – России.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Основной же путь воспитания у детей культуры межнационального общения в школе – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. Так важно в этот период жизни дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам; как хорошо, что нас много, и мы все разные. Как сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна!»

Юлия Сушкова, Оксана Гейхвальд — руководители проекта

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here