Дорога домой

Скорый поезд «Москва – Владивосток» мчался мимо больших сел и маленьких полустанков, оставляя за собой километры пути. За окном зима! Проехали Урал, и здесь зима уже была полной хозяйкой, белым снежным покрывалом укрыла уснувшую степь, пригорки. На березки накинула ажурные шали, развесила сосульки, и только ели да сосны зеленели под пушистыми снежными шапками.

Полина сидела у окна и любовалась мелькавшими картинами пейзажа. Как хорошо, что она решила поехать именно в это время: любимая ее пора. Новый год еще празднуют, кое-где у домов наряженные елки, лампочки гирлянд горят. Любят у нас в России Новый год! Праздник, в котором нет политики, на котором можно погулять на всю катушку, и всегда ждешь чего-то хорошего. А вот ребятишки на горке веселые, в снегу, долго еще буду кататься, пока совсем не замерзнуть руки, ноги.

Сразу вспомнилось далекое прошлое. Сердце шевельнулось, а на душе разлилось тепло. Милое далекое детство, жаль, что туда нет билетов – не уедешь!

Полина улыбнулась, вспоминая свое село, дом, в котором выросла, родителей, бабушку Олю, что зимой пряла пряжу или вязала варежки, носки всей детворе и рассказывала про «ранешнюю жизнь». Когда жили единолично, много трудились и красиво отмечали праздники.

Бабушка Оля была верующая, соблюдала все посты, а на праздники ходила молиться – пожилые люди стали собираться для этого в одной избе после того, как церковь закрыли.

Особенно почитала она праздник Рождества Христова. Дети тоже любили и ждали Рождество. Поутру отправлялись христославить – заходили в дома и пели молитвы во славу Христа, Божьей матери: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебя бо воссияв Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даже благословение, и упразднив смерть, даровав нам живот вечный», а хозяева давали конфеты, медяки, пироги. Слова молитв ребята не совсем понимали, но бабушка объясняла и учила, как правильно петь.

Полине вспомнилось, как на Рождество она с соседскими ребятишками Соней и Олегом бегут христославить. Село уже проснулось, яркая луна повисла над деревней, словно специально освещая дома, гладкую дорогу меж ними. Звезды на небе словно умытые, празднично блестят. И все село такое чистое, зима постаралась, навела порядок к празднику.

Кругом раздается скрип снега от бегавших ребятишек. Уже совсем озябшие, пришли к последнему домику на высоком берегу речки Быстрянки. Там жила баба Маша, она, принаряженная, радостно встречала детей:

— Проходите, гости дорогие!

Пропев молитву, раздевались, высыпали на стол гостинцы и садились пить чай. Он у бабушки Маши был особенный, заваренный шиповником, листочками смородины, малины, мяты. Красивый, бордового цвета, а вкус и запах – лета! И такое умиротворение, такое чувство праздника!

В доме бабы Маши была одна большая комната да маленький чуланчик, где стояла всякая утварь. В комнате главное место занимала русская печь. Всегда подбеленная белой глиной, а печурка – красной, с цветной занавеской поверху, выглядела нарядной. В печи баба Маша готовила еду. Какими вкусными паренками из тыквы, свеклы, моркови угощала ребят, когда те, накатавшись с горки, промокшие, прибегали к ней. Раздевались, лезли на горячую печь, а она складывала сушить варежки в печурку, развешивала сырую одежду.

Баба Маша

Тяжелая судьба выпала на ее долю. Рано осиротевшую девочку в семь лет взяла в свою семью тетка. Нет, она не обижала, но любви тоже не было, приходилось много работать, в куклы играть не довелось. Но несмотря ни на что, Мария выросла доброй, веселой и очень работящей, все в ее руках спорилось. Расцвела девчонка – стройная, с длинной косой, а глаза ее голубые светились нежностью. Местные парни на нее заглядывались, подсватывались, а она шутила, мол, рано замуж.

Но сердечко екало, когда на нее смотрел Петр – статный симпатичный тракторист. А он, заметив ее взгляд, отводил глаза. Тетка нашла ей жениха из соседней деревни: парень так себе, ни умом, ни красотой не блистал, но семья была зажиточная, и тетка надеялась на помощь. Однажды в субботу девушка зашла в дом, а там сваты! Со слезами выскочила во двор: как же так, ведь она не любит жениха! За огородами тарахтел трактор, Петр пахал поле. Не раздумывая, Мария побежала туда. Увидев девушку, тракторист остановил технику и вышел ей на встречу.

Меня сватать приехали, — сказала, глядя ему в глаза.

— А ты?

— А я к тебе прибежала. Не прогонишь?

Увидела, как радостно вспыхнули его глаза, все поняла

Вместе они допахали поле, и началась их семейная жизнь. Петр на крутом берегу реки построил дом, в котором поселилась любовь. А где любовь, там и счастье. С рождением сына счастья прибавилось. Но словно черная туча накрыла землю, горе пришло в село: война.

Одно короткое слово, а сколько судеб разбило, сколько жизней унесло, сделав женщин вдовами, а детей сиротами…

Проводив мужа на фронт, Мария вместе с другими колхозницами работала в поле, на току, на ферме. И ждала писем. Пришло первое – маленький треугольничек, Петр писал, что на танке сражается с врагом и выгоняет непрошенного гостя со своей земли. Потом долго не было ничего, а в 42 году пришло в село много похоронок. Почтальонка Марина боялась заходить в дома, где ее ждали и боялись, а уходя, слышала плач и причитания.

Зашла и в дом Марии, и по глазам почтальонки хозяйка все поняла. Дрожащими руками раскрыла конверт: «Ваш муж Петр Иванович погиб смертью храбрых…» — и без чувств опустилась на лавку.

Очнулась от крика сынишки:

— Мамочка, не умирай!

Рядом стояла почтальонка со стаканом воды:

— А ты поплачь, Маша, поплачь, легче станет.

Но женщина словно окаменела, молча гладила прижавшегося сынишку по голове.

И только вечером, уложив Ваню, ушла в сарай, дала волю слезам, выла, каталась по соломе…

В народе говорят: беда одна не ходит. Через полгода утонул в реке сынок Ванюша. После похорон сына два дня не выходила Мария из дома. Забеспокоились односельчане: как бы с собой чего не сделала.

А она и правда была на грани жизни и смерти. В опустевшем притихшем доме не слышно было теперь звонкого голоса сынишки. Здесь все напоминало о ее любимых: игрушки, плащ мужа на вешалке. Женщина что-то делала по привычке, а мысли искали выход: зачем жить, для кого жить? Посмотрела на снимок на стене, где были они все, счастливые, и решила: пойду к ним. Ненадолго забылась сном, и увидела как наяву их рядом. Ванюша просит ее: «Мамочка, не плачь!», а Петр, в военной форме, говорит: «Надо жить, Маша, за нас жить. Ты не одна, кругом люди».

На третий день она вышла совсем седая, голубые глаза налились темной тоской, там поселилась печаль.

Но жизнь идет, и каждый должен ее прожить достойно, какая бы судьба ему ни выпала. Так и Мария жила, спасаясь работой, готова была трудиться сутками, чтобы не возвращаться в опустевший дом. И только когда встречала детей, глаза ее снова наливались нежной синевой: в каждом она видела своего сыночка. Дети это чувствовали и тянулись к ней.

Олег

На одной из станций поезд остановился, и пассажиры разошлись. Кто купить что-то из продуктов в ближайших киосках, а кто просто продышать свежим воздухом, размяться – двое суток в вагоне! Полине выходить не захотелось. Мимо окна прошагал высокий мужчина с купленными пирожками, судя по одежде, модник, с хорошим вкусом. Остановился, что-то объясняя девушке, махнул рукой, и Полине этот жест показался знакомым. Неужели Олег? Нет, откуда бы? Десять лет прошло, как они расстались, у него, наверное, семья, дети. А она до сих пор одна, и все ищет мужчину, похожего на Олега.

А ведь не было между ними ни клятв в вечной любви и верности,  ни свиданий. Жили по соседству и росли вместе, память все подбрасывает ей картинки из детства. Как еще совсем маленькая она гуляла во дворе, и на нее напал гусак: шипел, хлопал крыльями и хотел ущипнуть, но подбежал Олег и отогнал гусей. Однажды они катались на льду речки Быстрянки, и Полина провалилась в прорубь. Пытаясь выбраться, хваталась за края, а лед обламывался. Олег помог ей, вытащил, накинул свою одежду и отвел к бабе Маше, ее дом был рядом.

Потом была школа, вместе делали уроки. В старших классах дружба окрепла. Некоторые ребята уже провожали девочек со школьных вечеров, а им и провожаться не надо было, ведь жили по соседству. Олег очень любил историю, много читал, особенно книги о других странах, мечтал там побывать. Их дружба была крепкой, и может быть, она переросла бы в любовь, если б жизнь не развела их. На выпускном вечере они много танцевали, веселились, а когда расставались, Олег обнял Полину и поцеловал.

После школы пути их разошлись. Полина поступила в педагогический институт, а Олег решил стать дипломатом. Когда она приехала на каникулы, узнала, что родители Олега уехали в Германию. Писем больше не было.

Полина

Учеба, перестройка, тяжелое время… Полина окончила вуз с красным дипломом, работала на кафедре, преподавала, вся отдаваясь работе. Понимала, что надо устраивать свою личную жизнь, тем более и предложения поступали. Но сердце девушки молчало, а короткие отношения сходили на нет, всех мерила по Олегу, и ждала. Когда появилась возможность, пыталась найти его через интернет, но ничего… Где ты, друг детства, почему молчишь? Чем ближе к дому, тем тревожнее на душе, столько воспоминаний. Похоже, память не хочет закрывать свой архив с документами.

Родители тоже переехали в другой город, здесь жила тетя, мамина сестра, к ней и приехала Полина. Утром на Рождество разговелись с тетей, и Полина решила навестить бабу Машу.

Подошла к домику на пригорке, рядом с косогора катались ребятишки, как они когда-то.

Старушка, как и раньше, встретила:

— Проходите, гости дорогие!

В доме ничего не изменилось. Все такая нарядная печь, свеча у иконы, ситцевые занавесочки на окнах, на полу тканые половички. Баба Маша постарела – сухонькая, маленькая, и только глаза все такие же с нежной голубизной. Сидели за столом, пили вкусный чай с постряпушками и вспоминали. Полина спросила про Олега. В ответ неожиданно услышала:

— А как же! Да ты что, не общаешься с ним? У меня его поздравительные открытки к каждому Рождеству.

Достала с полочки конверт:

— Я их часто рассматриваю, чудеса какие в мире. А ныне вот еще не пришла открытка.

Полина перебирала открытки с достопримечательностями разны стран. Тут Великие пирамиды Египта, итальянский Колизей, Эйфелева башня во Франции. Да, осуществил Олег свою мечту, столько стран посетил. Вот и Кремль – значит, был в Москве. Почему же ее не нашел?

Увидев грустное лицо девушки, Мария спросила:

— А что случилось, вы же так дружили?

— Дружили, но разошлись наши пути. И где его искать, в какой стране?

— А меня не надо искать, я сам нашелся! – раздался голос от двери.

Минута тишины, смотрели друг на друга, узнавали. «Ведь это правда тот мужчина с пирожками, выходит, мы ехали в одном поезде!» — голова Полины шла кругом. Олег, его улыбка, такая притягательная, его голос! Объятия, поцелуи, рассказы о себе, о работе, о том, как пытались найди друг друга. Глаза светились радостью, а сердце готово было выскочить из груди.

Два кольца

Когда выпили весь чай и засобирались уходить, баба Маша сказала:

— Вы мне, дорогие мои, навезли подарков – носить не переносить. Я вам тоже хочу подарить кое-что.

Достала из сундука узелок:

— У вас до сих пор нет колец на руках, а пора семью заводить. Вот вам колечки. Это наши с Петром, он привез их на Рождество, когда это было… Пусть у вас будет такая любовь, как у нас, а счастья – много и надолго.

Молодые засмущались, но кольца надели, они им подошли.

Распрощавшись, вышли во двор. Уже стемнело, а село выглядело празднично, как и положено в Рождественскую ночь. В заснеженных домах ярко светились окна с зажженными елками. По бархатному небу величаво плыл месяц, освещая село волшебным голубоватым светом. Яркие звезды, словно подмигивая месяцу, искрились на небесном шатре. Полина подумала: «На Рождество всегда так бывает, и на небесах праздник. И чудеса случаются!».

Олег предложил:

— Вспомним детство, пракатимся с горки? Вон и санки стоят, оставил кто-то.

Вихрем промчались по косогору и перелетев, как с трамплина, упали в сугроб. Рассмеявшись, встали, отряхнулись и поднялись на верх. Здорово, как в детстве побывали! От дома бабы Маши вела вдоль села дорога, накатанная, она блестела под лунным светом. Казалось, пойди по ней, и попадешь в сказку.

Еще разгоряченная катанием, Полина побежала по этой дороге. Олег постоял еще минутку, с улыбкой вспоминая их детские забавы. Подумал, что много поезди по свету, много чудес повидал, но никогда не было ему так радостно. Ощущение счастья заполнило его душу. Шли по жизни они с Полиной разными дорогами, но судьба их привела сюда, чтобы они встретились в эту Рождественскую ночь. Догнав девушку, взял за руку:

— Теперь не убежишь, мы ведь с тобой окольцованы!

Олег с Полиной расписались и обвенчались в местной церкви. Жалея Марию, которой трудно жить одной, звали к себе, но она не соглашалась. Лишь когда у молодоженов родились близнецы, Машенька и Петя, согласилась переехать к ним.

Раиса Вандакурова, п. Курган.

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here