Фильмы есть – прибыли нет

0
890

Сотрудники Благовещенского кинотеатра «Алтай» рассказали, почему учреждение вынуждено существовать на бюджетные деньги

Начнем с начала. Благовещенский кинотеатр «Алтай» создавался как смежная часть грандиозного проекта. Администрация района приняла решение, и это было необходимо, реконструировать старое здание районного Дома культуры и сделать современный объект для досуга. Параллельно район вошел в федеральную программу Российского Фонда кино, по которой на обустройство кинотеатра получено 5 миллионов рублей. Но эти деньги пошли лишь на специальное оборудование для кинозала, все остальные расходы легли на районный бюджет.

Учитывая потребности населения, ДК решили превратить в киноконцертный комплекс, где сегодня можно заниматься творчеством (причем абсолютно бесплатно), посещать концерты, смотреть фильмы в современных форматах.

  • Перевоплощение Дома культуры обошлось районному бюджету более чем в 50 миллионов рублей.

Планировалось, что коммерческое современное кино приносит прибыль и кинотеатр в Благовещенке будет самодостаточным. Но оказалось, что нам (району в целом) показали лишь верхушку айсберга. Современная киноиндустрия сегодня диктует свои правила,  зачастую эти требования просто непосильны для сельских кинотеатров. Давайте разберем сам процесс работы «Алтая».

Чтобы работать свободно и в рамках действующего законодательства, плюс ко всему соблюдая правила федеральной программы, Благовещенское учреждение заключило договор с агентом и дистрибьютором. Именно эти организации подбирают репертуар, устанавливают цены на фильмы и по сути являются монополистами и главнокомандующими. Благовещенский «Алтай» лишь выбирает из того, что предлагают они.

  • Агент и дистрибьютор взимают за свои услуги 25 тысяч рублей ежемесячно
  • Большинство фильмов допускают к прокату только с фиксированной платой – порядка 30 тысяч рублей за период проката (это по сути предоплата без гарантии окупаемости)
  • Репертуар кинотеатра на 50% должен состоять из отечественного кино (зачастую эти фильмы не кассовые)
  • Правообладатель (автор фильма, либо студия, его выпускающая) забирает 50% выручки от проката картины
  • Сбор за авторское право (использование в фильме музыки, логотипов, брендов и т.д.) – порядка 7 тысяч рублей ежемесячно, хотя по здравой логике, эти затраты должны быть включены в сумму правообладателя. Но оспаривать эту схему нужно в судах Москвы, а издержки наш кинотеатр не потянет.

Юлия Винс, администратор Благовещенского кинотеатра «Алтай»:

— Еще немного о расходах. Не забываем о доставке фильмов в кинотеатр, их существует два вида: цифровая (высокоскоростной Интернет) и почтовая (быстрая экспресс-доставка). Сюда же плюсуем расходы на зарплату работникам, электроэнергию, износ оборудования и прочие текущие затраты на нормальное функционирование учреждения.

А теперь главное. Единственный источник дохода кинотеатра – это его зрители. Чтобы «Алтай» работал хотя бы не в убыток, каждую неделю он должен собирать как минимум одну полную посадку, это чуть более 300 человек. Самый жаркий сезон для кино – зима. А рейтинги нашего кинотеатра выглядят, мягко говоря, не радужно.

Статистика приведена за три недели картины в прокате:

  • «Тайная жизнь домашних животных» (мультфильм) – 442 зрителя
  • «Мстители: финал» (фильм) – 435 зрителей
  • «Т-34» (фильм) – 408 зрителей.

Это самые кассовые фильмы, на остальных же зрителей куда меньше. Летом на сеансы приходят по 5 – 10 человек. Например, прошедшая накануне всероссийская акция «Ночь кино» собрала лишь 200 зрителей, хотя фильмы показывали бесплатно, и репертуар был довольно рейтинговый.

Сергей Федоров, председатель комитета по культуре:

— Очевидно, что кино без зрителя существовать не может. Мы благодарны тем, кто посещает кинотеатр, относится бережно к имуществу, ценит труд сотрудников и уходит с эмоциями от просмотренного фильма. Мы пробовали разные форматы работы с населением, предлагали комплексные посещения со скидками, специальное время показа для пенсионеров и много чего еще, но пока эти методы не приносят плодов. Мы не можем сегодня поставить здесь фуд-корт и продавать попкорн с пивом, это законодательно нам запрещено, так как мы киноконцертное учреждение. Опять же репертуар, который в большинстве случаев от нас не зависит, не всегда устраивает публику. Нельзя забывать о силе и возможностях Интернета. Сегодня можно смотреть кино не выходя из дома, но получите ли вы те эмоции, как от просмотра на большом экране? Пять миллионов, которые получили по программе, мы потратили именно на оборудование для изображения, звука, закупили 200 очков для 3D, выбрали самую лучшую технику в этом ценовом сегменте, в то время как другие районы направляли на эти цели лишь часть целевых средств. Объективно говоря, наш кинотеатр лучший, среди сельских в крае, но проблемы есть, и такая картина во всех территориях.

Опираясь на статистику, можно сказать, что даже самые раскрученные картины не позволяют собрать нужного количества зрителей. Отечественный репертуар часто не вызывает большого спроса, кассовые зарубежные фильмы не всегда попадают на экран нашего «Алтая» по причинам, перечисленным выше. Все эти ограничения выливаются в многотысячные ежемесячные убытки.

Андрей Алексеев, первый заместитель главы района:

— Лично я не забуду атмосферу полного зала при просмотре «Т-34». Всех нас объединяло чувство сопричастности с нашей героической историей, вот такие фильмы нам нужны. Наша с вами задача, вытащить детей от компьютера и показать им вот такой формат досуга. Действительно, мы вложили миллионы и продолжаем вкладывать районные деньги, а зарабатывают на этом кинотеатре совершенно чужие люди. Вместо дальнейшего развития учреждения мы имеем большие финансовые проблемы. Сравнивать сегодня городские и сельские кинотеатры недопустимо, поскольку количество людей на территории определяет финансовые потоки. Тем не менее, мы не говорим о закрытии кинотеатра, не для того мы инвестируем миллионы, чтобы закрывать учреждения, мы наоборот ежегодно открываем новые. Наш «Алтай» создан для того, чтобы люди общались на этой культурной площадке. А главное, что импульсом к открытию кинотеатра в Благовещенке послужило мнение жителей, которые долгие годы говорили о необходимости показа фильмов в современном формате. Сегодня эта возможность есть, и условия шикарные. Но проблема существует, и решить ее мы можем только вместе с вами, уважаемые жители района.

Мы спросили у жителей района, посещают ли они наш кинотеатр, и вот что нам ответили пользователи страницы «БРИЦ» в Одноклассниках:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here