Детство, которое лучше не помнить. Воспоминания о войне

0
492

Зинаида Михайловна Шумилова, жительница п. Степное Озеро, приравнена к участникам войны. Она – узница концлагеря.

— В концлагерь  мы попали в 1943-м году. Я этого не помню — мне всего два года было, а родители не рассказывали, — говорит Зинаида Михайловна. — Только один эпизод остался в памяти – это уже 45-й год, мне было 4 года: всё горит, пламя такое синее, а мама нас со старшим братом под лавку заставляет лезть, прятаться. Теперь понимаю, это была бомбежка лагеря.

Семья Зинаиды Михайловны – родители и два брата – жила в Запорожской области. В первый же год войны их село оккупировали фашисты. А в 43-м, когда наши войска начали наступление и освобождение Украины, семью Вакуленко (девичья фамилия Зинаиды Михайловны) вывезли в Польшу.

Остальное известно по архивным документам: из Польши вывезли в Австрию, из Австрии – в концлагерь Германию, где в апреле 45-го их освободили американцы.

— Это родители рассказывали, что американцы всем предлагали уехать в Америку. Но отец с матерью отказались, так мы оказались в проверочно-фильтрационном лагере в Польше, а оттуда уже приехали домой.

А самый старший брат с бабушкой, они были в другом лагере, уехали в Америку. Лишь спустя много-много лет это удалось узнать. Но ни они, ни родители Зинаиды Михайловны и она сама, так больше и не встретились…

Вернулись в 45-м в родное село, а там разбомбленный дом. Накрыли крышу и пытались начать мирную жизнь. Но в 48-м семью Зинаиды Михайловны вновь забрали, на этот раз по директиве Наркома внутренних дел СССР № 181 от 11 октября 1945 г. Как  записано в документах, «подверглись административному выселению по национальному признаку». И сослали их в Сибирь, на Алтай, в Благовещенский район, село, что было возле Сухого Ракита.

— Особого радушия к нам у местных жителей не было: сослали – значит, виноват. Каждую субботу ходили в комендатуру отмечаться. Мы, дети, не знали – за что и почему.

Может быть, семье Зинаиды Михайловны удалось выжить и в военные, и в годы репрессии, что родители были образованными по тем временам людьми: отец агроном, мама – фельдшер. И детям смогли дать образование: Зинаида закончила десятилетку в Шимолине, приняли на работу учителем в школу.

— Со мной работал еще один педагог — мужчина. И вот у него сын из армии вернулся, зашел в школу, так мы встретились с моим будущим мужем.

Семья, теперь Шумиловых, приехала в поселок химиков на строительство Кучукского сульфатного завода. Зинаида вначале в детском саду поработала, а затем ушла на завод чертежницей.  В 1965 году закончила Московский техникум, перешла в экономисты и до 96-го работала в этой должности. И, на предприятии, мало кто знал, что Зинаида Михайловна – узница фашистских лагерей.

— В нашей семье это была запрещенная тема, поэтому я практически ничего не знаю о моем детстве. А когда нас репрессировали, тем более об этом не говорили, вроде, как виноваты, что нас угнали. Уже после смерти Сталина мама впервые заговорила о концлагере, но все равно подробности не рассказывала.

Свидетели тех лет  – архивные справки и документы, которые подтверждают украденное войной детство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here